Авлияъ из Автуров
22.12.2020Шейх Бамат-Гирей-Хаджи (1овда) Митаев родом из села Автуры, является одним из почитаемых авлияов в истории Чечни конца 19 – начала 20 веков. Считается, что он родился в 1838 году. Его отцом был Мит1а, а дедом Анзор. До сих пор участок земли, находящийся между селами Автуры и Сержень-Юрт, носит имя Анзор-к1отар. Он был собственностью Анзора.
Вспоминают первую встречу Шейха Кунта-Хаджи Кишиева и Бамат-Гирей-Хаджи. Однажды Шейх со своими учениками проезжал мимо кладбища с. Автуры. Там играли мальчики. Кунта-Хаджи увидел Бамат-Гирей-Хаджи, припавшего к могиле.
— Вы знаете, что делает этот мальчик? – спросил Шейх у своих мюридов. Те ничего не ответили.
— Он не просто так находится там, он слышит то, чего не могут слышать и понять другие, — ответил сам себе Кунта-Хаджи…
Так 1овда встал под покровительство Кунта-Хаджи. В дальнейшем он получил духовное образование. Бамат-Гирей-Хаджи поражал окружающих глубоким знанием Ислама, блестяще выдерживал экзамены придирчивых ученых-алимов. В то же время в жизни 1овда был скромным человеком и аскетом в быту.
В январе 1864 года царские власти арестовывают Шейха Кунта-Хаджи Кишиева и его ближайших соратников. Бамат-Гирей-Хаджи, еще не арестованный, становится продолжателем дела своего устаза, вовлекая в него новых мюридов.
В 1873 году Бамат-Гирей-Хаджи с группой соратников совершает хадж. После возвращения из Мекки он отдается глубокому изучению Корана, Сунны, суфийской литературы. Чтобы быть ближе к Всевышнему Аллаху, очиститься духовно, 1овда совершает суфийский обряд — «халват». С этой целью во дворе своего дома он вырыл яму, в которой провел шесть лет и шесть месяцев, упоминая имя Всевышнего.
Авторитет Бамат-Гирей-Хаджи в Чечне был настолько высок, что мешал тем, кто сотрудничал с царской властью. В одном из их доносов отмечалось, что они не могут «выполнять свою работу, пока есть 1овда». Лояльные к властям муллы рекомендовали царским властям отправить Шейха Бамат-Гирея-Хаджи подальше от Чечни, в ссылку. Любая попытка критиковать его в мечетях оборачивалась конфликтами и изгнанием имама из мечети. Шейх 1овда становился личностью общенационального масштаба.
К царской власти стекала информация о том, что его мюриды не признают никакой другой власти, кроме власти своего Шейха. Это не могло не тревожить властьимущих.
Царская администрация Кавказа в 1912 году арестовывает Шейха. Вот что указывается в царском документе: «Выслать на основании ст. 11(г) Т. 11 Угр. Кавк. края, сроком на 5 лет, вместе со своими семьями жителей Веденского округа – Бамат-Гирей-Хаджи Митаева, Сугаип-муллу Гойсумова и Чиммирзу-Хаджи, Назрановского округа – Батал-Хаджи Белхароева, Грозненского округа – Кана-Хаджи, Абдул-Азиза Шаптукаева и Магомеда-муллу, Андийского округа Дагестанской области – Омар-Хаджи, как наиболее влиятельных представителей, шейхов мусульманской секты «Зикр».
20 апреля 1912 года губернатор Калужской губернии уведомляет департамент полиции, что «Бамат-Гирей-Хаджи Митаев, Батал-Хаджи Белхароев, Кана-Хаджи, Абдул-Азиз Шаптукаев, Магомед-Хаджи Назиров прибыли в Калужскую губернию».
В Калугу к 1овде часто приезжали его родственники и мюриды с целью морально поддержать его.
13 сентября 1914 года Бамат-Гирей-Хаджи Митаев умирает. Его мюриды привезли тело Шейха домой, в село Автуры. По свидетельству очевидцев, похороны длились в течение трех дней. Люди потоком входили во двор с одной стороны и выходили с другой.
В селе Автуры над могилой Шейха Бамат-Гирей-Хаджи построена святыня (Зиярт), к которой люди приходят в поиске покровительства и исцеления от болезней.
В годы советской власти партийные деятели пытались разрушить Зиярт Бамат-Гирей-Хаджи, они боялись даже умершего Шейха, видели угрозу государству в его популярности в народе. Так, в один из дней была предпринята попытка разрушить Зиярт. Был найден тракторист из числа приезжих, поскольку местные жители отказывались выполнять эту нехорошую миссию. Однако и этот тракторист отказался выполнять данное поручение. Тогда взбешенный партработник сам ринулся в кабину и взялся за рычаги трактора. Говорят, что едва он задел первый камень Зиярта, сразу замер от мгновенной боли в груди. У него случился инсульт, от которого он больше не оправился.
Место захоронения Шейха в советское время было закрыто и заброшено. О каком-либо публичном паломничестве не могло быть и речи. Жители села Автуры посещали 1овди-зиярт рано утром на заре, проходя через маленькую лазейку в ограждении. Любая попытка властей закрыть этот лаз заканчивалась ярым отпором со стороны местных жителей. И власть просто вынуждена была считаться с мнением народа, хотя того кто был замечен в данной акции ждало судебное разбирательство, шантаж.
В одной из проповедей Шейх Бамат-Гирей-Хаджи говорил: «Жизнь надо провести так, как будто ты в гостях. Если мыслить масштабами Вселенной, то человеческая жизнь – это короткий путь, такой, как переход дороги с одной стороны на другую».
В 2009 году, по поручению Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, за счет средств Регионального общественного фонда имени Ахмат-Хаджи Кадырова была проведена масштабная реставрация 1овди-зиярта, создан величавый архитектурный ансамбль. Местом для зикра здесь служит красивая просторная площадка, напоминающая веранду.
Шейха Бамат-Гирей-Хаджи похоронили в 1914 году. А в 1958 году он явился во сне к одному из своих родственников, с просьбой: «Перезахороните меня, очистите мою могилу». Действительно, когда автуринцы, как и весь чеченский народ, были в незаслуженной ссылке, на месте 1овди — зиярта построили клуб, около него пасли скот. Участок был загрязнен.
Раскапывали захоронение не одну ночь. За подобный поступок любого могли посадить в тюрьму. Когда вскрыли могилу, то увидели, что саван чистый, как новый. Тело Шейха не подверглось тлению. Мюриды были потрясены…
К сожалению, не избежали репрессий и потомки 1овды. Его сын Али Митаев, известный государственный и политический деятель, был арестован в 1924 году по сфабрикованному обвинению и в том же году расстрелян в Бутырской тюрьме г. Москвы.
Второй сын 1овды Умар стал также жертвой коммунистического режима. Бесследно исчез после ареста чекистами.
Мать 1овды Жансу похоронена в Герменчуке. Вокруг ее могилы возведен Зиярт.
Дочь 1овды Петимат была замужем за Арсали Латыровым из села Яндаре, где и похоронена в 1982 году.
М. ДЖАНТИМИРОВ.