Педагог-новатор из династии учителей
02.11.2025«Главный секрет того, почему я выбрала эту профессию – любовь к детям и английскому языку. Когда учитель «горит» своим предметом, эта искра передается и ученикам, превращая урок из обязанности в настоящее приключение. Я стараюсь передать детям знания именно через любовь», – говорит учитель английского языка Шалинской СОШ № 6 Халимат Рамзановна Саадулаева.
Она родилась 27 января 2002 года. В 2018 году окончила МБОУ «СОШ № 6 г. Шали» и в том же году поступила в Чеченский государственный педагогический университет на факультет иностранных языков и межкультурной коммуникации, по специальности «Английский и французский языки». В 2023 году закончила обучение с красным дипломом, и уже третий год работает в родной школе учителем английского языка 1-7 классов. Работу учителем совмещает с ведением классного руководства в 6 «Б» классе.
Любовь к профессии учителя и детям передалась ей по наследству. Мать — Луиза Абдулазизовна Умарова (стаж работы 38 лет), и тетя — Нуржан Абдулазизовна Умарова (стаж работы 40 лет) являются примерами преданных делу педагогов, которые отдают работе каждую частицу своей души. Луиза Абдулазизовна много лет преподает биологию в МБОУ «СОШ № 6 г. Шали». А Нуржан Умарова является учителем географии в той же школе. За годы работы сестры Умаровы зарекомендовали себя как профессионалы, любящие свои предметы и передающие эту любовь ученикам. Они воспитали не одно поколение грамотных школьников и финалистов олимпиад. За свой труд получили немало наград от районного отдела образования и администрации школы. Неудивительно, что, имея перед глазами такие яркие примеры, Халимат Саадулаева решила продолжить династию учителей.
За ответственное отношение к работе и сохранение семейных традиций, она была награждена представителем республиканского совета профсоюза образования в Шалинском муниципальном районе Зарган Мамедовной Дакаевой. Почетную грамоту вручил начальник Отдела образования Шалинского муниципального района Халид Исмаилович Дадуев на торжественном мероприятии в ДК г. Шали, приуроченном к Дню учителя.
Молодой педагог пользуется уважением среди учеников, родителей и коллег. Все отмечают ее безграничный оптимизм, доброжелательность и любовь к своему делу, которой она заряжает окружающих.
По словам Халимат Рамзановны, главная ее задача – сделать изучение английского языка эффективным, увлекательным и доступным для каждого ученика. Она старается быть не просто предметником, разъясняющим правила и упражнения, а помощником, который может объяснить одну и ту же тему десятью разными способами, пока не станет понятной всем.
В своей работе педагог-новатор больше всего любит и ценит, когда ученик долго не может разобраться, а потом вдруг все осознает, глаза загораются, и звучит радостное: «Теперь я понял(а)!». Обучение в творческом формате является ее главным инструментом. Обучение, которое делает изучение языка осмысленным, где нужно придумывать и адаптировать задания под каждого ученика.
«Я большой сторонник коммуникативного и игрового подхода. Суть не в зазубривании, а в том, чтобы использовать язык как живой инструмент общения», – объясняет учительница и делится методиками, которые использует в своей работе: TPR (Total Physical Response) – «Реагирование всем телом». Идеально для начальных классов, потому что нужно не просто учить слова, а выполнять задания. Дети двигаются, смеются, и язык запоминается сам собой.
Project-Based Learning (Обучение на основе проектов) – данная методика заключается в том, чтобы создать меню для собственного ресторана, написать и инсценировать диалог из сериала или сделать презентацию о своей мечте. Это дает видимый результат и чувство достижения. Edutainment (Образование + Развлечение) – использование образовательных игр, песен, видео и мультфильмов. Язык воспринимается не как учебный предмет, а как ключ к новому, интересному миру.
Каждый урок Халимат Рамзановны наполнен особой атмосферой. Ученики с радостью спешат на ее занятия, ведь они начинаются с разминки в виде быстрых и веселых игр, повторения через мини-игру или быстрый опрос, введение в новую тему не через «сухие» правила, а через картинки, смешные видео и интересные подачи, где ребятам самим нужно догадаться о смысле. Далее идет отработка в виде игр, диалогов, подвижных заданий, самой главной составляющей всего урока – практики, которая проходит в формате разыгрывания мини-сценок в магазине, или интервью, и подведением итогов в виде рефлексии со спокойной песней и совместным чтением истории.
Особенно ученикам нравятся творческие занятия с песнями, музыкальными видео и проектами, где нужно проявлять фантазию, а также просмотры мультфильмов на английском языке. Благодаря таким урокам дети чувствуют себя частью мира, где английский – язык общения всего человечества.
По мнению педагога, лучшая мотивация к изучению языка – это связь с личными интересами ребенка и живая практика. Общение с англоязычными сверстниками, просмотр фильмов и блогов, участие в онлайн-играх на английском языке значительно повышают уровень владения языком. Важно замечать успехи, а не только ошибки, и вдохновлять учеников личным примером, показывая, как знание языка помогает в будущем – в работе, путешествиях и достижении целей.
Она отмечает, что освоение иностранного языка в разном возрасте дается по-разному. Больше мотивации наблюдается у младших школьников (1-4 классы). Увлекательные уроки позволяют им без сомнений схватывать все на лету, быстро запоминая слова и грамматику. Дети до 10 лет схватывают материал интуитивно, а подросткам (5-7 классы) мешают страхи и неуверенность. Игровая мотивация в таком возрасте слабее, а карьерная еще не сформировалась. Преодоление этих барьеров является важной частью работы преподавателя.
Даже в таких ситуациях Халимат Саадулаева находит подход к каждому ученику индивидуально, подключая их интересы и связывая обучение с музыкой, видеоблогами, соцсетями. Если уроки состоят только из правил, обучение будет казаться трудным, а благодаря играм и общению процесс становится легким и помогает достичь хороших результатов.
Эсет СУЛЕЙМАНОВА
