Б.Д.Шахабов: «Меня лечили настоящие профессионалы»
23.07.2025
Почетный гражданин Шалинского районаБилал (Харон) Дудаевич Шахабов,проработавший в Шалинском ЖКХ более полувека (54 года), попал в больницу с множественными ранами, ушибами и переломом ключицы. Несколько часов Билалнаходился в бессознательном состоянии и очнулся в хирургическом отделении Шалинской ЦРБ. Узнав о несчастье, случившимся с Билалом —давним другом нашей редакции, мы решили навестить его в больнице и узнать, как проходит лечение.
Билал по рассказам родных узнал, что, пока он был в бессознательном состоянии, над ним колдовали врачи: провели все необходимые процедуры, также обследовали на предмет переломов, повреждений внутренних органов и к утру привели его в чувство.
Минкаэл Султанович Цуров родился в 1975 году в г.Грозный. Закончил грозненскую среднюю школу №32. В 1992 году поступил в Астраханский медицинский институт и в 1998 году закончил его. В том же году переехал в Москву. С 1998 по 2018 год работал в больнице имени Юдина хирургом, потом ответственным хирургом.
В 2018 году, по приглашению Правительства ЧР переехал с семьей г. Грозный и устроился на работу в республиканскую больницу, а потом на станции Скорой медицинской помощи (ССМП). В январе 2025 года, по приглашению главного врача ШалинскойЦРБ Руслана Аддаева перевелся на должность заведующего хирургического отделения Шалинской районной больницы.
Минкаэл Султанович Цуров рассказывает: «На базе нашего хирургического отделения имеются 5 хирургических и 5 травматологических коек. Больной Шахабовпоступил с сочетанной травмой.
Сочетанная травма-это одномоментное повреждение органов двух или более анатомических областей тела, вызванные одним травмирующим агентом.(Примечание автора).
Были выполнены все стандартные диагностические мероприятия, исключеныповреждения органов грудной и брюшной полостей. Травматический диагноз: перелом лопатки и множественные ушибы, сотрясение головного мозга. Проводиласьстандартная терапия. Для нас он был обычным пациентом, ничего сложного или экстремального не было. Оперативного вмешательства не понадобилось, просто большие ушибы. Про таких говорят: «В рубашке родился». Также для него предусмотрено было и неврологическое лечение, наблюдение.
Если мы принимаем пациентов, которым требуются большие операции, мы перевозим их в Грозный. Операции средней сложности мы проводим здесь. Условия есть, но у нас имеется определенный стандарт по всей России. То есть, имеются три уровня: первый, второй, третий. Мы относимся ко второму уровню. Бывает, что пациент переводится с первого на второй уровень или со второго на третий.
Первый уровень – это когда пациента принимают и сразу выполняютсянеобходимые процедуры. Если сравнить это с военной медициной: первый – ближайший госпиталь, потом – второй, а третий – центральный. Например: Веденская, Шатойская ЦРБ относятся к первому уровню. Шали и Гудермес – это второй уровень, Грозный – это уже третий уровень.
В нашем отделении имеются УЗИ, компьютерная томография (КТ), лапароскопия – процедура, которая позволяет врачу получить доступ к внутренней части живота и таза, без необходимости делать большие разрезы на коже, эндоскопия – способ осмотра полостей человеческого тела при помощи эндоскопа, который вводится через естественные пути или проколом. Если мы на нашем уровне справляемся, и видим, что это наш пациент, он остается в нашем отделении. Это былокак раз в нашем случае с Вахабовым.
Бывает пациент с черепно-мозговой травмой, который нуждается в экстренной операции, но он не транспортабелен, например, в голове имеется гематома, то для этого в республиканской «Медицине катастроф»имеется специалист- нейрохирург, который по нашему вызову, в течение 20-30 минут выезжает сюда. У нас по штату нейрохирург не предусмотрен. Имеется лишь один травматолог. Так вот, пока нейрохирург приезжает, мы отвозим пациента на КТ, ставим диагноз и подаем в операционную. То же самое, например, когда у пациента имеется повреждение крупных сосудов, анаболический шок, кровотечение, где также, транспортировка запрещена. Мы начинаем делать доступ, гемостаз, чтобы на время остановить кровотечение и вызываем сосудистого хирурга из «Медицины катастроф», который также, по приезду продолжает делать операцию. Этим отличается 2—ой уровень от других. Он как бы поближе к третьему уровню, но не совсем. В данном случае Шахабов остался у нас, так как не было крупных переломов тазовых, бедренных костей, в таком случае мы бы связались с главным специалистом Минздрава и получив его санкцию, перевезли бы больного в республиканскую клиническую больницу.
В дежурной бригаде нашего отделенияимеются один травматолог и хирург. Большая часть наших пациентов – это травматологические больные.Травматологические пациенты бывают не только после аварии, а просто, если человек упал, подвернул ногу или проткнул гвоздем, гематома на теле или поцарапал. Они приходят в приемное отделение, где получают от нас лечение, прививку от столбняка и другие процедуры. Если даже собака укусила – это тоже травматология. Приемное отделение у нас – унифицированное, то есть, многопрофильное, куда поступают больные с разными болезнями и здесь же решается, какие больные будут лечиться у нас, на втором уровне».
— Травматолог Ислам Олегович Халидов у нас молодой, хороший профессионал, – продолжает Минкаэл Султанович. — Прибыл всего месяц назад из ССМП, тоже по приглашению главного врача, очень активный, внимательный.
Условия в хирургическом отделении удовлетворительные. Сказать, что все хорошо и все есть – это значит признать, что ты (врач) не хочешь развиваться выше. Если спросить у любого врача, то он ответит: «Да, все хорошо, но я бы хотел это, это и это». Так и у нас. Мы постоянно с главным врачом обсуждаем эти вопросы, и у нас есть планы закупить кое-что из оборудования. Также мы хотим развить здесь малую проктологию. Имеется хороший проктолог — девушка. Она работает в Веденской ЦРБ. К ней ездят женщины со всего нашего района.
Коллектив у нас отличный, слаженный. Хотелось бы отметить хорошую работу медицинских сестер: Заремы Усмановой, Миланы Тарамовой, Х.Бибулатовой, Х.Адамовой; санитарок: Асет Турлаевой, Заремы Гисаевой, П.Тасуевой, которые содержат отделение в идеальной чистоте».
Тут же в коридоре мы встретили больного Михаила из Москвы, который подошел к нам и выразил благодарность в адрес заведующего и персонала отделения за профессионализм и чуткое отношение к больным.
Билал Дудаевич говорит: «Я хотел бы поблагодарить всех, кто имеет отношение к моему лечению: главного врача ЦРБ Руслана Аддаева, его заместителя Петимат Саиеву, заведующего хирургическим отделением Минкаэла Цурова, своего лечащего врача Ислама Халидова, медицинских сестер Зарину Усманову. Милану Тарамову, санитарок Асет Турлаеву и Зарему Гисаеву, пожелать им успехов в работе, счастья в жизни и благополучия в семье. Спасибо всем за чуткость и порядочность»!
✍️А.Сулейманов.
Фото А.Ашаба.
На снимке: слева направо: зав. хирургическим отделением М.С.Цуров;
посередине — больной Б.Д.Шахабов;
травматолог И.О.Халидов.
