Десятилетие науки и технологий: Вклад советских ученых в годы Великой Отечественной войны

07.05.2025 Выкл. Автор Zama

9 мая 1945 года Советский Союз одержал победу в одном из самых разрушительных и кровопролитных сражений в истории человечества в Великой Отечественной войне. Этот день навсегда стал символом мужества, героизма и единства советского народа, сокрушившего немецко-фашистский режим. Новые «тридцатьчетверки», легендарные «Катюши», приборыобнаружения самолетов и инновационные методы защиты кораблей лишь некоторые из разработок советских ученых, которые позволили приблизить Великую Победу.

22 июня 1941 года в 4 часа утра после мощной артиллерийской подготовки началось вторжение нацистской Германии и ее союзников в Советский Союз. Примерно за три недели войны немецкие войска оккупировали всю Прибалтику, Белоруссию, значительную часть Украины и Молдавии. Средний темп наступления противникасоставил от 15 до 30 км в сутки. 1418 дней длилась война. Согласно данным Министерства обороны РФ за это время потери СССР составили более 25 млн человек.

В этом году Россия отмечает знаменательную дату — 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Этот день был вписан в историю благодаря самоотверженности и стойкости миллионов людей, и в том числе усилиями советских ученых. В Десятилетие науки и технологий страна продолжает стремиться к технологическому лидерству, а современные разработки позволяют сохранять высокие темпы развития в сфере оборонно-промышленного комплекса, атомной промышленности, космической отрасли.

Юрий Евгеньевич Максарев организатор массового производства танка Т-34.

Будущий талантливый организатор производства советских танков родился в 1903 г. В 27 лет окончил Ленинградский технологический институт по специальности инженер-технолог, именно тогда его судьба тесно переплелась с танкостроением. После вуза прошел путь от мастера до начальника цеха на Кировском заводе, а в 1938 году был назначен директором крупнейшего танкового завода страны — № 183 в Харькове (УССР).

В 1940 г. харьковское предприятие ускоренными темпами создавало технологию выпуска новейших в то время средних танков Т-34, которые по совокупности качеств позднее будут признаны лучшими за время войны. К концу того же года в войска поступило 115 боевых машин, а за первое полугодие 1941 к ним добавилось еще 816.

В сентябре 1941 года 183-й завод был эвакуирован в Нижний Тагил (в настоящее время Уралвагонзавод). Нужно было не только переместить производство на новое место, но и в разы нарастить выпуск боевых машин. Чтобы решить эту сложную задачу коллектив инженеров под руководством Ю.Е. Максарева разработал первую в мире систему поточно-конвейерного производства танков. В ходе войны она обеспечила выпуск невиданной до этого серии бронетехники – всего за годы Великой Отечественной войны разными заводами СССР было произведено более 53 тыс. Т-34 разных модификаций.

С 1938 г. по май 1945 г. советский танковый завод № 183 под руководством Ю.Е. Максарева изготовил более 31 тыс. танков, в том числе 28 тыс. Т-34. Для сравнения: ближайший аналог по классу и самый серийный танк вермахта Pz. IV был выпущен в количестве всего около 8,6 тыс. штук. Такая массовость обеспечила Красной армии значительное превосходство над немецко-фашистскими силами по числу механизированных частей, особенно во второй период войны.

В январе 1950 г. Ю.Е. Максарева назначили на должность министра транспортного машиностроения. Однако, как и прежде, в фокусе его внимания оставалось танковое производство. В тот период, на рубеже 1940-1950 гг., началось переоснащение Советской Армии боевыми машинами первого послевоенного поколения — на вооружение поступали прорывные для своего времени средние танки Т-54, наследники танков линейки ИС – тяжелые Т-10, плавающие ПТ-76.

«Организаторский талант Юрия Евгеньевича перевернул представление о том, насколько реально можно увеличить эффективность производства. При его участии страна смогла к концу войны нарастить выпуск боевых машин в разы. Преимущество в числе танков стало одним из существенных факторов разгрома германских захватчиков и ускорило Великую Победу. Сегодня Ростех также уделяет ключевое внимание организации и модернизации производства: только за 2023 год танкостроительные заводы корпорации увеличили выпуск танков в 7 раз. Из цехов концерна «Уралвагонзавод» в армию поступают современные машины, всесторонне доказавшие свою эффективность на поле боя. Это глубоко модернизированные Т-72Б3, Т-72Б3М и Т-80БВМ, а также новейшие Т-90М «Прорыв». По совокупности характеристик Т-90М можно считать лучшим танком в мире из серийных образцов. И эта оценка находит многочисленные подтверждения в зоне СВО», — сказал Бекхан Оздоев, индустриальный директор кластера вооружений боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех».

Концепция танка Т-34, созданная советским инженером-конструктором Михаилом Кошкиным и развитая советским инженером-конструктором Александром Морозовым, стала канонической, благодаря ей сформировались требования к балансу огневой мощи, высокой защищенности, маневренности и подвижности. Т-34 и его модификации стояли на вооружении более чем 40 стран мира, а кое-где эксплуатируются до сих пор.

В Нижнем Тагиле в Музее бронетанковой техники находятся более 5 тыс. экспонатов, среди которых 15 натурных образцов от Т-34 до Т-90С. Музей бронетанковой техники является составной частью Выставочного комплекса Уралвагонзавода, который, в свою очередь, входит в госкорпорацию «Ростех».

Дмитрий Иванович Блохинцев создатель приборов обнаружения самолетов и подводных лодок.

Д.И. Блохинцев выдающийся ученый, его имя связано с созданием первой в мире атомной электростанции, а также с организацией Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Дмитрий Иванович родился в 1907 г., а уже в 1935 г. он избрался профессором кафедры теоретической физики физическогофакультета МГУ имени М.В. Ломоносова, с которым был неразрывно связан до последних дней жизни.

В годы второй мировой войны Д.И. Блохинцев почти полностью переключился на работу по оборонной тематике в области акустики неоднородных и движущихся сред и вскоре стал ведущим специалистом в этой области. Молодой ученый смог вывести основные уравнения акустики, разработать теорию генерации шума и средств его приема.

На основе этих работ при непосредственном участии Д.И. Блохинцева были в кратчайший срок созданы приборы акустического обнаружения самолетов по создаваемому ими шуму и подводных лодок. За время Великой Отечественной войны советский военно-морской флот потерял 48% подлодок от числа участвующих в боевых действиях. Однако, например, Германия потеряла 67% подводных лодок, а Италия 66%.

В последние годы войны жизненно важной задачей для страны стало овладение атомной энергией. Начиная с 1947 г., Дмитрий Иванович активно включился в работу по развитию советской атомной науки и техники. Он занимался расчетно-теоретическими исследованиями по физике быстрых реакторов. Позже Д.И. Блохинцев руководил проектированием и сооружением первой в мире Обнинской АЭС.

Лев Владимирович Альтшулер определил способы работынемецких противотанковых гранатометов.

Лев Владимирович Альтшулер родился в 1913 г. В 1936 г. он окончил физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и в 1940 г. был призван в армию. Во время службы началась Великая Отечественная война. Молодой ученый принимал участие в боевых действиях в звании старшего техника-лейтенанта бомбардировочной авиации.

К моменту нападения на СССР в Германии были созданы и приняты на вооружение кумулятивные артиллерийские снаряды калибра 75-105-мм. С началом боевых действий с фронтов стали поступать сообщения о том, что немецкая артиллерия применяет неизвестные ранее так называемые «бронепрожигающие» снаряды, эффективно поражающие танки.

В 1942 г. Л.В. Альтшулер был отозван с фронта по ходатайствуАкадемии наук СССР для продолжения научной работы.Исследования о влиянии ударных волн взрыва на структуру металла позволили разгадать загадку немецких противотанковыхгранатометов, «прожигающих» танковую броню: при осмотре подбитых танков обратили внимание на характерный вид пробоин с оплавленными краями. Л.В. Альтшулер разработалвысокоскоростные методы рентгеноструктурного анализа и импульсной рентгенографии явлений при взрыве и выстреле, в частности, изучил влияние ударных волн взрыва и кумулятивных струй на структуру металла.

Его труды оказались актуальны не только для разработки кумулятивных противотанковых зарядов, но и для советского атомного проекта. Вместе с физиками Е.И. Забабахиным, Я.Б. Зельдовичем и инженером-механиком К.К. Крупниковым ученый предложил новые схемы зарядов, которые были испытаны в 1951 и 1953 гг. Также результаты исследований Л.В. Альтшулера и его сотрудников были использованы для расчета результатов испытаний первой атомной бомбы в 1949 г. и мощности других проектируемых атомных зарядов.

С 1989 г. Л.В. Альтшулер работал главным научным сотрудником Института теплофизики экстремальных состояний объединённого института высоких температур РАН (в настоящее время Объединенный институт высоких температур РАН (ОИВТ РАН). Сегодня это один из крупнейших научных центров России в области современной энергетики и теплофизики. В ОИВТ РАН проводятся исследования в целях разработки новых водородных технологий для энергетики, изучение термодинамических, транспортных и оптических свойств реальных веществ при интенсивных импульсных воздействиях. Ученые работают над огромным сектором задач в сфере энергетики, продолжая дело Л.В. Альшулера.

Анатолий Петрович Александров разработал метод и устройство защиты кораблей от магнитных мин.

А.П. Александров родился в 1903 г. После окончания училища он поступил на физико-математический факультет Киевскогоинститута народного образования имени М.П. Драгоманова (в настоящее время Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко).

В начале ХХ века с развитием науки и техники в военном деле стали появляться средства обнаружения и уничтожения кораблей. В1938–1941 гг. в СССР началась работа в области защиты судов от подрыва на магнитных минах посредством размагничивания. Так, в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) была сформирована группа под руководством А.П. Александрова по защите кораблей от неконтактных магнитных и индукционных мин(типы морских мин, взрыватели которых срабатывают под воздействием определённых физических полей корабля), а также торпед.

Идея, положенная в основу работ, состояла в размагничивании корпуса корабля. Предполагалось, что это можно сделать путем компенсации магнитного поля корабля с помощью закрепленных на нем специальных обмоток, через которые пропускался постоянный ток. При этом магнитное поле корабля может быть скомпенсировано магнитным полем тока в такой степени, что прохождение корабля над миной не будет вызывать срабатывания взрывателя, имеющего ограниченную чувствительность.

С приходом войны А.П. Александров в августе 1941 г. прибыл в Севастополь для организации работ по оборудованию кораблей Черноморского флота «системой ЛФТИ», и к концу октября она была установлена более чем на 50 кораблях. При этом А.П. Александров совместно с И.В. Курчатовым, с которым они работали над созданием методов защиты кораблей, продолжали исследования по ихсовершенствованию.

В 1941–1942 гг. работа по размагничиванию военных и транспортных судов, кроме Черноморского флота, уже была развернута на базах Балтийского и Северного флотов, Волжской военной флотилии. Метод успешно применялась при обороне Севастополя, во время блокады Ленинграда. Работы по размагничиванию кораблей проходили в тяжелых боевых условиях, под артиллерийским и бомбовым обстрелом. С декабря 1941 г. и до конца войны ни один корабль Военно-морского флота,прошедший размагничивание, не подорвался на магнитной мине. Созданная защита позволила сохранить тысячи жизней морякам и обеспечить успешные боевые действия на воде.

«Кто-то говорит, что Советский Союз одержал победу благодаря численному превосходству над противником. Однако мы победили за счет большой воли к победе, за счет силы русского духа, за счет разработок отечественных ученых, которые буквально ковали победу. С 1943 года велась работа по созданию атомного оружия. И А.П. Александров, и И.В. Курчатов, и Л.В. Альтшулерположили начало созданию ядерной энергетики СССР. Позже это выступило сдерживающим фактором в холодной войне. Росатом является одним из мировых лидеров атомной отрасли. Мы предвидим, что будет завтра, и готовы к этому сегодня. И в этом, конечно, большая заслуга тех, кто стоял у истоков зарождения отрасли. Мы помним и никогда не забудем!», отметил Константин Рудер, заместитель директора Департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом».

В Музее военно-морской славы в Кронштадте действует выставка, посвященная выдающемуся советскому ученому, конструктору А.П. Александрову. Экспозиция рассказывает об основных этапах становления ученого как одного из основателей ядерной энергетики СССР, воспоминаниях коллег о совместной работе и жизненных ценностях Александрова. Выставка располагается рядом с атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол» и доступна для бесплатного осмотра.

Яков Борисович Зельдович усовершенствовал минометы «Катюша».

Яковом Зельдовичем и его способностями восхищался даже И.В. Курчатов. Ученый родился в 1914 г. и сразу поступил в 3-й класс школы. Любовь к науке и одаренность проявлялись с самого раннего детства. Он не окончил вуз, но высшая аттестационная комиссия выдала ему специальное разрешение на защиту диссертации без вузовского диплома. Уже в возрасте 22 лет Я.Б. Зельдович защитил кандидатскую, а в 25 докторскую диссертацию. Тогда его имя стало известным в научном сообществе.

Еще до войны, в Ленинграде, Я.Б. Зельдович начал заниматься ядерной физикой заведовал лабораторией в Институте химической физики. Когда началась война, институт был эвакуирован в Казань. Тогда 27-летний ученый работал над усовершенствованием «боевой машины 13» (БМ-13) легендарной «Катюши» занимался исследованием горения порохов реактивных снарядов, так как горение пороха зимой было нестабильным. В Казани в самые короткие сроки Я.Б. Зельдович открыл новый, более эффективный и безопасный тип горения пороха. Кроме того, ученый сумел доработать баллистику снарядов, чтобы они могли лететь еще дальше.

В годы Великой Отечественной войны «Катюши» стали настоящей инновацией. 14 июля 1941 года семь пусковых установок первой экспериментальной батареи реактивных минометов нанесли удар по скоплению немецких войск в центре города Рудня(Смоленская область). Их боевая мощь была невероятной для того времени. Эти самоходные установки позволяли наносить мощные залповые удары по вражеским позициям, эффективно подавляя огневые точки и артиллерию противника. Высокая мобильность и простота эксплуатации обеспечивали быстрое перемещение и перестрелку, что давало тактическое преимущество на поле боя.

БМ-13, возможно, не назвали бы «оружием победы» без Я.Б. Зельдовича. Его разработки так и остались тайной для немцев, которые не смогли разгадать секрет «Катюш» до самого конца войны.Использование БМ-13 существенно увеличило огневую мощь советских войск, что способствовало успешному проведению крупных военных операций. Благодаря своей эффективности «Катюши» стали символом советской стойкости.

«Яков Борисович безусловно гений, который внес неоценимый вклад в победу и в развитие науки. В послевоенное время он занимался разработкой атомной и водородной бомбы, стал соавтором нескольких научных открытий, предложил модель распространения плоской детонационной волны в газе. Роль ученых в приближении победы велика. Поэтому в такой важный для всей страны день, в 80-летие Великой Победы, нельзя не говорить о Я.Б. Зельдовиче и его разработках», — прокомментировала Оксана Пискунова, директор Инженерно-физического института университета «Дубна».

СПРАВОЧНО:

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. Среди задач тематического Десятилетия – привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах развития науки для граждан России. Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».

26-28 ноября 2025 г. на федеральной территории «Сириус» состоится V Конгресс молодых ученых. Это ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий в России. Конгресс объединяет ярких лидеров отечественной науки, представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, представителей бизнеса и госкорпораций, а главное – молодых ученых, инженеров, победителей конкурсов, получателей грантов, студентов и школьников из России и других стран.

Научно-просветительские мероприятия Конгресса и демонстрация передовых наукоемких технологий способствуют популяризации достижений российской науки, повышению престижа профессии ученого и привлечению в отрасль молодых ученых и разработчиков.

С целью вовлечения российского научного сообщества в решение важнейших задач регионов с 2022 года в рамках Конгресса ежегодно проходят мероприятия-спутники. В 2025 году мероприятия-спутники V Конгресса состоятся в Краснодарском крае, Тульской и Сахалинской областях. Конгресс молодых ученых и мероприятия-спутники проводятся в рамках национального проекта «Молодежь и дети».

Организаторами Конгресса молодых ученых выступают Фонд Росконгресс, Правительство Российской Федерации и Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.