Мечеть селения Новые Атаги признана объектом культурного наследия
06.06.2024
Приказом по Министерству культуры Российской Федерации от 19 декабря 2023 годамечеть селения Новые Атаги Чеченской Республики включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Событие важное, ценное. Оно с воодушевлением было воспринято всеми жителями республики. Если говорить по праву справедливости, по праву исторической ценности и значимости объекта, то мечеть должна была быть отнесена в этот ряд много десятков лет назад. Но, на все воля Аллаха, хвала Ему, что, хотя и с большим запозданием, но это событие произошло.
Это приятное известие обрадовало всех, кому не безразлична наша история, труд наших старших, ушедших в мир иной, что, не щадя своих сил и средств, возводили молитвенный дом. Такая реакция людей понятна и объяснима, ибо данная мечеть является одной из старейших в республике.
Как свидетельствуют жители села, строительство мечети было начато благодаря инициативе уважаемого в народе Устаза Докка — Шейха (Абдул — Азиза Шаптукаева) из Толстой-Юрта. Закладка фундамента и ее возведение было с воодушевлением воспринято всеми жителями села, всем населением Чечни и мусульманами Терской области. Мечети посвящено множество публикаций историка, члена Союза писателей Чеченской Республики Вахита Бибулатова.
Народная молва гласит о том, что, однажды проезжая по селу на фаэтоне один из представителей династии Белликпоинтересовался стройкой и, узнав, что идет строительство мечети, вытащил из бумажника всю содержимую сумму и пожертвовал ее на мечеть. Эту историю от своего отца, Абдул-Рашида Асхабова, слышал и я, еще проживая в Средней Азии. Точно определить, кто из этой династии совершил столь благородный поступок мы вряд ли сможем. Судя по хронологическим данным и занимаемой должности, мы можем допустить, что пожертвование сделал Владимир Петрович Беллик, который с 1911 года исполнял обязанности помощника начальника Терского областного жандармского управления. Кто бы из них это ни совершил, наша благодарность и наше уважение ему.
В строительстве мечети принимал участие почти каждый житель селения Новые Атаги, население всех населенных пунктов: одни средствами, другие своим беззаветным трудом. По утверждению многих жителей села, люди заготавливали молоко и куриные яйца, необходимые при возведении стен, и безвозмездно отдавали строителям.
Моя бабушка по материнской линии ЛорсановаХадижат была замужем за сыном Яхья-Хаджи – Мидой. Яхья-Хаджи был состоятельным человеком, он занимался торговлей с городами Баку, Астрахань. Доверие между торговцами и честность их была таковой, что в обоих городах продукты и мануфактуру отпускали под его имя, а деньги отдавались после реализации. Согласитесь, что люди тех лет были намного честнее людей наших дней. Сегодня нет гарантии, что, отдав сбережения даже близкому человеку, мы можем получить их назад.
Семья Лорсановых так же принимала участие в сборе средств на строительство мечети. По рассказам бабушки, она совершила мусульманский обряд покаяния, тоуба, когда в их доме гостил приехавший проведать строительство мечети Докка-Шейх.
Житель села Даудов Абдул-Гани, со слов своей бабушки Разу, так же подтвердил, что Докка—Шейх не только следил за ходом работ, но и сам принимал участие. Разу, которой в ту пору было около 30 лет, готовила еду и угощала Докку—Шейха, его товарищей, а также других строителей. Мы знаем, что в те годы народ жил небогато и довольствовался теми продуктами, что получали от буйволов, коров, коз и овец, с приусадебных участков. По свидетельству очевидцев, еду строителям поочередно готовили почти все жители села.
Известно, что камень для строительства привозили из Азербайджана. Насколько это сложное и трудоемкое дело можно судить по тому, что завозить камень начали в 1904 году,процесс сбора строительного материала длился вплоть до 1910 года. Если учесть средства передвижения тех лет, поголовное незнание народом других языков, кроме родного, то можно предположить, каким тяжелым бременем был этот вопрос для тех, кто им занимался. Мы не можем исключить и то, что налаживание торговых связей с Баку могло проходить при содействии тех, кто ранее имел деловые отношения с этим городом.
Камень добывался в горных карьерах Апшеронского полуострова Азербайджана, его следовало доставить на железнодорожный вокзал, погрузить в вагоны и довезти до Грозного. А оттуда на подводах с бычьей упряжкой камень отвозили в село. Понятно, что из-за скудости финансовых средств у строителей, эти работы проводились на безвозмездной основе, с участием всех добровольцев.
Сегодня для возведения любого строения нужны только деньги, весь строительный материал имеется под рукой. В те годы строительство даже незначительного здания затягивалось на годы. Тем ценнее вклад каждого, кто принял участие в этом богоугодном деле. Пусть Всевышний Аллах вознаградит каждого, кто причастен к возведению мечети, которая уже вторую сотню лет служит мусульманской умме.
Важно и то, что до наших дней сохранилась часть переписки сельских активистов, стоявших во главе строительства мечети, с руководством Терской областной администрации в далеком 1912 году. Документальной и материальной подготовкой в тот период занимались жители села Джабраил Газаев, Семби Сулумов, ИндербайДудаев. Копии этих ценных и важных документов находятся у В. Бибулатова, истинного патриота села, болеющего за свой народ, за нашу подлинную историю.
Ново—Атагинская мечеть прошла тяжелые испытания при большевистской власти. Ее безрезультатно пытались разрушить в годы нашей высылки, но она выстояла. Тогда, в знак отмщения за стойкость, ее превратили в зернохранилище. На одной из фотографий, снятой в 1952 году, когда чеченцы находились в ссылке, видно, как высоко она возвышается над разрухой, царящей вокруг.
Она являла собой крепость нашего духа, непоколебимость чеченцев. Своим гордым видом, мечеть напоминала новым поселенцам, что была, есть и будет памятником многострадального чеченского народа и вновь станет для них местом поклонения, местом образования, местом просвещения и воспитания молодежи. Мечеть дождалась нашего возвращения, но еще долгие годы стояла в запустении.
На этой же фотографии мы видим во что превратились наши дома, видны запущенные и заброшенные приусадебные участки, что в нашу бытность блистали чистотой и ухоженностью. Здесь же пасется домашний скот, который взращен прежними жильцами, а теперь бесплатно достался нерадивым хозяевам. Не слишком трудолюбивые новые хозяева попались им.Благодаря кропотливому труду на них чеченцев,приусадебные участки кормили целые семьи во время долгой зимы.
О самой мечети, истории ее возникновения есть много статей и публикаций упомянутого мною выше историка и писателя В. Бибулатова. Поэтому вернемся к малоизвестным фактам. Все знают, что шейх Элах — Мулла Дебировтринадцать лет занимал должность кадия в селении Новые Атаги: с 1871 по 1884 годы. При нем так же, как и до него, в селе был хьуьжар –учебное заведение типа медресе, где изучали арабский язык, Коран и некоторые светские предметы. Подобный хьуьжар был во многих чеченских селах в прошлом. Об этом я знаю по рассказам своего отца Абдул-Рашида и матери Мариям Асхабовых (в девичестве Лорсанова), дочери Миды – сына Яхья—Хаджи из рода гендаргной. И отец, и мама обучались в хьуьжаре: девочки отдельно, мальчики отдельно.
Другой источник, откуда мне это известно, есть история жизни наших предков – четыре его поколения имеют отношение к преподаванию арабского языка и Корана в Новых Атагах. Дело в том, что наш предок, сын Хьаки Керим, выходец из селения Айт — Кхалла, приблизительно в 1815 году был приглашен тогдашним кадием села для обучения людей арабскому языку и Корану. Уже в те далекие годы в селе был хьуьжар, в котором Керим и стал преподавать.
К указанному времени отец Керима умер, его дядя Гиза и брат Эдиль, были убиты в бою с царскими солдатами. В живых остались он и его три сестры. Одна сестра вышла замуж за человека из Новых Атагов по имени Берса, другая была замужем за известным руководителем национально — освободительного движения в Чечне Бейбулатом Таймиевым, третья была замужем в селении Ташки-чу.
По рассказам старших известно и то, что все они знали и общались с Кунта — Хаджи Кишиевым. Этого не могло не быть и по причине того, что сестра Бейбулата была женой Кунта—Хаджи. Бейбулат был большим сторонником его учения; идеи заключения мирных отношений с Россией, но среди высшего военного руководства Россииястребов войны было больше, чем желающих мира. Поэтому мирные предложения ни Кунта-Хаджи, ни Бейбулата Таймиева они не принимали. Так же известно, что Кунта — Хаджи посещал Новые Атаги, встречался и беседовал с сельчанами.
Керим ко времени поселения в Новых Атагах не был женат. Здесь он женился, ему выделили участок для строительства дома. С годами у него рождаются сыновья Тарам и Берса. Тарам предпочел военный путь, а Берса стал усиленно учить арабский язык и Коран. При Элах-Мулле он уже преподавал хьуьжарехь и был его близким человеком. Известно, что Элах — Мулла подарил Берсе земельный участок, при этом добавив, что земля будет тебе впрок (беркате ирзо хир дуаьлла).
У Тарама рождаются дети — Мохьмад, Шехид, Махмуд (Тарамовы). У Берсы родились сыновья —Асхаб, Темир — Солта, Темир — Булат (Берсановы, потом Асхабовы). Все они обучались в медресе, но по стопам своих старших богословов пошел только Асхаб, мой дедушка. Он так же обучал в медресе сельских детей и своих сыновей: Абдуллу, Абдул-Вахаба, Абдул- Рашида, дочь Самят.
Наш отец был младшим в семье. Он хорошо усвоил арабскую грамматику, овладел религиозными знаниями, наизусть знал много сур из Корана, читал мовлид и красиво исполнял назмы. После закрытия сельской хьуьжар отец обучался в светской школе, но всю жизнь личные записи делал только арабским алфавитом.
Его мама Муслимат, доводилась родственницей Хамиду и Рахману Товсултановым. Она умерла, когда он был совсем маленьким, отец его Асхаб, наш дедушка, умер, когда отцу не было еще и десяти лет. Дети остались круглыми сиротами. Хвала Аллаху, что у чеченцев сильные родственные связи. Кроме того, в нашем народе было принято брать покровительство над нуждающимися, даже теми, кто вам не доводится родственником или даже знакомым.
Отцу особенно запомнился один случай, который я приведу ниже. Привожу его с одной единственной целью, чтобы наши молодые люди знали, что чеченцы в прошлом одинаково заботились не только о своих детях, но и совершенно им не знакомых. По этой причине мы смогли сохраниться как народ, сохранить свой образ жизни, свои традиции и обычаи. Сегодня уже от нас зависит, какими будут наши дети и внуки. Не дай Аллах, чтобы они стали эгоистами, которым нет дела до своих братьев и сестер.
Каждый взрослый в тот период и в годы нашей высылки, считал своим долгом помогать молодому поколению. Старшие два брата и сестра, пока жили в Атагах, опекали отца. Однако, чтобы прокормить всех, им нужно было зарабатывать на еду, поэтому братья поступили на работу в НГДУ «Октябрьнефть». Год спустясредний брат, Абдул-Вахаб, был направлен участковым инспектором в селение Катыр—Юрт, а сестра вышла замуж и уехала в Чечен-Аул.
Итак, в подростковом возрасте отец остался в доме один. У отца были друзья детства: Х. Аслаханов, В. Утаев, А. Магомадов, А. Берсанов, А. Бисултанов, А. Эльмурзаев и другие. Это были друзья всей его жизни, они при каждом удобном случае бывали вместе. Отдельные из них приезжали к нам даже в самые сложные годы ссылки, когда общаться было трудно. Своим приходом к нам, они радовали не только родителей, но и нас, малых детей.
Но в те далекие годы, когда кроме отца в доме никого не было, к нему стали являться и новые приятели из числа старших ребят, что были приучены к употреблению алкоголя. Дом, где нет взрослых и нет контроля, был идеальным местом для их посиделок. Однажды, когда отец проводил незваных гостей и возвращался к себе, его остановил старик — сосед. Он не доводился нам родственником, но оказался настоящим чеченцем, которого волновало будущее нашего народа. Он сказал отцу следующее: «Абдул — Рашид! Прошу запомнить мои слова, чтобы к этой беседе мне больше не пришлось прибегать. Ни твой отец, ни твои старшие, ушедшие из этой жизни, не занимались тем, чему тебя желают научить твои новые знакомые. Те, кого ты провожал, привычны к такой жизни – они в точности переняли все то, чем занимались их отцы. Ты не должен срамить память старших, они не заслуживают этого».
Отец рассказывал, что готов был провалиться сквозь землю от стыда, но в то же время рад, что этот старец помог ему в переходный период принять правильное решение и найти цель в жизни.
На следующий день отец и Халид Аслаханов, он тоже был сиротой, поехали в Грозный и поступили на учебу. Завершив эту учебу, в 1937 году отец выехал в Ростов-на-Дону и закончил горно — металлургический рабфак, а в следующем году – еще и торговый рабфак.
После возвращения домой его назначили заведующим магазином в Октябрьском районе Грозного, расположенном у трамвайной остановки «Групповая». Год спустя отцаназначили заведующим сельским магазином с. Новые Атаги. В качестве второго продавца он взял себе в помощники своего друга Абу –Абдуллу Бисултанова. Их совместная работа продолжалась вплоть до начала Великой Отечественной войны в 1941 году. С началом войны отцу, как имеющему образование и знающему русский язык, дали освобождение от призыва в армию и назначали уполномоченным по уборке урожая.
…Медресе работало в нашем селе и в первый период установления советской власти, пока большевики не окрепли. Когда их власть усилилась, они закрыли все религиозные дома, арестовывали и убивали по всему СССР священнослужителей всех конфессий. В этой ситуации наш дядя Абдулла обучал детей и взрослых из Шали, Новых Атагов и Герменчука у себя на дому. Я встречал людей, что были ему благодарны за обучение. Многие, в том числе и наш дядя, обучением Корану занимались ради довольствия Аллаха, абсолютно бесплатно.
К слову сказать, совершенно неверным является утверждение советской власти, что чеченцы к моменту революции были народом со сплошной безграмотностью. Нами использовалась арабская письменность, наши дети обоих полов учили арабский язык и Коран. Редко в каких населенных пунктах не было такого обучения, и редко кто не пускал своих детей на учебу. Каждый из нас должен осознавать, что наше старшее поколение не было безграмотным. Каждый из сегодняшних молодых людей обязан стремиться приобрести максимум знаний, всегда держаться вместе и помогать друг другу в благих делах. Будучи безграмотными, мы будем на задворках этого мира, нас всегда будут использовать в своих целях, для самых грязных дел.
В 1979 году, по милости Аллаха, при содействии многих людей, наша мечеть была открыта для богослужения. На сельском сходе в честь ее открытия присутствовали работники Чечено-Ингушского обкома партии, Совета Министровреспублики. В числе гостей был и настоятель Грозненской церкви Михаила Архангела. От моего отца мне известно, что он принимал участие не только при открытии мечети в нашем селе, но и в Урус-Мартане.
С момента открытия Ново-Атагинской мечети все старшие выходцы из нашего села, живущие в Грозном, обязательно посещали ее для пятничного коллективного богослужения. Это были А. Арсабаев, А. Асхабов, А. Бисултанов, Б. Зухаев, В. Магомадов, С-А. и С-С. Сербиевы, Х. Товсултанов, В. Хакимов, Д. Шатаев, Э. Эльмурзаев. Поскольку мы жили у самого автовокзала, часть из них заходила к нам, а потом все вместе уезжали в село.
В автобусе они садились компактно и почти всегда ехали, исполняя назму. Атмосферу в автобусе сложно передать, до того людям нравилось их исполнение, что некоторые молодые мужчины и женщины специально покупали билеты на этот рейс, чтобы слышать их назмы. Как и многие старики, отец наш был замечательным исполнителем назм, и его любили слушать не только потому, что обладал приятным голосом, а еще и потому, что слова его назмовимели глубокое содержание и смысл, они цепляли за душу каждого слушателя. Жаль, что война уничтожила всю нашу картотеку, и у нас не осталось ничего из его репертуара, кроме тетрадных записей.
В дни, когда я бывал свободен от работы, я возил отца в наше село. Завершив свои дела, он обязательно посещал дом Мади Махьмуда. Тот всегда был занят то ли чтением Корана, то ли вопросами изучения ислама. Приход отца его радовал, и они совместно исполняли нашид СаллаАлайка.
Думаю, вам интересно будет знать, каким образом встал вопрос о включении мечети Новых Атагов в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Начальником отдела инспекции и государственного реестра по охране и использованию культурного наследия при Правительстве ЧР является Фатима Хуцуева, с семьей которой мы дружим с давних пор. Онавыпускница Чечено-Ингушского госуниверситета имени Л.Н. Толстого. В Министерстве культуры республики работает с 1986 года по настоящее время.
В одной из недавних бесед я услышал от Фатимы следующие, не особо лицеприятные дляновоатагинцев слова: «Ваши жители образованные, вы издавна славитесь коллективизмом и спаянностью. Ваши представители и раньше и сейчас занимали и занимают высокие посты в госструктурах. Остается непонятным, почему ни они и никто из вас не проявляет заботу о своей самой важной достопримечательности – мечети? Она имеет историческое значение не только для села, республики, она уникальна и для всего Северного Кавказа. Люди из других районов подают заявки на включение в реестр чуть ли не разрушенных и не особо ценных обьектов, а тут памятник истории, которому у нас нет равных. Почему ни один житель вашего села не вышел с инициативой о ее включении в единый реестр культурных памятников страны?»
Мне было не особо приятно слышать эти справедливые слова. Я сомневался в ее правоте,полагал, что ошибается. Наша беседа проходила в выходные дни, и я попросил ее проверить на самом ли деле, все обстоит так, как она обрисовала. В понедельник Фатима подтвердила – мечеть действительно не включена в реестр.
Мы обговорили, с чего следует начать работу в этом направлении, и приступили к ней. Если бы вопрос не требовал подключения других ведомств и не был столь значимым для жителей села, республики, если бы окончательное его решение не зависело от Министерства культуры РСФСР, то он решился бы тихо, без огласки. И это было то, чего мы желали, берясь за дело. Но оказалось, что слишком много людей и организаций замешано в процессе, что историческую значимость обьекта своей подписью заверяет специальный эксперт, имеющий лицензию от Министерства культуры Российской Федерации. Таковых в республике только два человека. С ними нужно было заключить договор от физического лица на проведение экспертизы. Только после их положительного вердикта документы имели юридическую силу. Потому и случилась такая широкая огласка.
Прежде всего о наших намерениях следовало поставить в известность сельского кадия и администрацию села. Начинать что-то, не поставив их в известность, было бы не по правилам. У меня и наших детей было общение с кадием села Турпалом Ахмадовым. На каком бы удалении мы от родного дома ни находились, терять связь со своим родовым селом, со своимиодносельчанами нельзя. Это с их участием, на их плечах, каждому из нас предстоит завершить свой земной путь.
Поэтому, первым делом я сообщил о намерении Т. Ахмадову. Он положительно воспринял информацию и сказал, что готов содействовать в этом вопросе. Далее Турпал связался с главой сельской администрации Апти Масаевым, и мы совместно запустили этот процесс.
Для подготовки итогового документа Фатиме нужны были сведения о мечети, все имеющиеся факты, доказывающие ее значимость и ее историческую ценность. Благо, что по этим вопросам имелось много публикаций жителя нашего села, историка, члена Союза писателей республики Вахита Бибулатова, которые он мне любезно прислал на электронную почту.
Кроме того, в 1980 году, будучи проездом в Москве, я посетил офис своего друга, нашего земляка, работавшего в Духовном управлении мусульман Российской Федерации. Этим ведомством был выпущен буклет на русском и английском языках, где были представлены самые значимые исламские объекты СССР. Стараниями нашего земляка из Духовного управления РСФСРи Насруддина — хаджи Матуева, мечеть нашего села была включена в буклет наряду с древнейшими мечетями Ташкента, Бухары, Хивы, Самарканда. В ней европейскую часть РСФСРпредставляли только две мечети – с. Новые Атаги из ЧИ АССР и из Татарстана. Это было очень ценное и значимое событие.
Обобщив весь имеющийся у меня материал, вместе со снимками мечети, выпущенными в Москве, я перенаправил его Фатиме Хуцуевой.Далее выяснилось, что для готовящегося делатребуется большое количество фотографий мечети в разных ракурсах. Находясь вне дома, яэто не мог сделать, поэтому обратился за помощью к своему родственнику и односельчанину Алхазуру Шатаеву, живущему в Грозном.
Не успел я завершить с ним свой телефонныйразговор, как он оказался в Атагах и выполнил все, что от него требовалось. Алхазур сразу понялсуть вопроса, в считанные минуты оказался в селе и приступил к исполнению моей просьбы.Фотографии им были сделаны безупречно, скорость исполнения космическая. Это пример поведения человека, желающего оказать помощь, за что ему огромное спасибо от нас всех.
Уже имея под рукой весь необходимый материал, работники Комитета ПравительстваЧР по охране и использованию культурного наследия подготовили окончательный пакет документов для отправки эксперту. С ними у меня была предварительная беседа, и они заверили, что решат вопрос в кратчайшие сроки.
Но тут возникла другая проблема, которая не должна была быть. Оказалось, что мечеть не имеет даже межевания, без которого невозможно было провести экспертизу. Этот вопрос оказался самым затяжным в работе.
Стараниями Турпала Ахмадова, Апти Масаева, был приглашен межевик, который подготовил нужные документы, после чего стало возможным вынести заключение по делу. Пакет документов со всеми необходимыми приложениями был направлен аттестованному эксперту Министерства культуры РФ, а после его положительного отзыва выставлен на сайт Правительства ЧР.
6 декабря 2023 года все материалы о мечети были отправлены в Министерство культуры РФ. По словам Ф. Хуцуевой, здесь они могли задержаться на несколько месяцев, потому как сюда поступает огромное количество материалов со всей страны.Бывали случаи, когда по причине некачественной подготовительной работы документы возвращались на доработку. Но это все не имело никакого отношения к нашей мечети.
По воле Аллаха и по причине того, что наши документы были подготовлены качественно и соответствовали всем стандартам, 19 декабря они были подписаны последней инстанцией. Ново-Атагинская мечеть по праву вошла в число обьектов, взятых под охрану государством.Случилось событие, которое с радостью было воспринято населением республики.
Полагаю, что будет правильно, если я, посредством этой статьи, от имени всех жителей села Новые Атаги и каждого, кто болеет за республику, выражу благодарность руководству Комитета и сотрудникам отдела инспекции и государственного реестра Правительства Чеченской рРеспублики. Отдельное спасибоФатиме Хуцуевой за ее вклад, а также качественное исполнения всей требуемой документации.
Как признаются сами работники отделения Комитета Правительства ЧР по охране и использованию культурного наследия, это первый случай за долгие годы их работы, когда так оперативно решился вопрос. Думаю, данный фактзаключает в себе чистоту намерений каждого, кто принимал участие в закладке мечети, строительстве, ремонте и содержании ее. Пусть Всевышний Аллах воздаст благом каждому из людей прошлых и нынешних лет, не только за участие в возведении мечети, но и добрые намерения, за радость от случившегося.
Не могу не поделиться следующим моментом. Когда наша работа получила огласку и стала продвигаться, отдельные личности, узнав об этом, желали эти функции взять на себя. Делать благое и быть полезным обществу, народу есть цель благородных людей. Но вряд ли имеет отношение к чистоте помыслов желание, прославить свое имя, когда уже другие вплотную занимаются этим вопросом.
Не знаем, чем они руководствовались. Явно не тем, чтобы получить довольствие Аллаха, иначе им не хуже, чем нам, должно было быть известно, что мечеть в Новых Атагах стоит на одном и том же месте, никуда не перемещаясь и не скрываясь от людских глаз, уже более 100 лет. Она стояла столь долго, даже не имея обязательную в подобных случаях документацию. И если Всевышний Аллах не позволил никому другому, проявить заботу о ней, это означает, что мы, по Его велению, а не по своему хотению, были избраны для этой цели. Мы только исполняли Его волю. Вся хвала Аллаху. Он видит все наши деяния, знает наши намерения. У нас не было иной цели, иного желания, кроме как совершить благое ради Аллаха, свят Он и Велик.
Всякую информацию о происходящем в мире человек получает то ли из СМИ, то ли при личном общении со знающими людьми. Именно личного общения у нас в республике людям очень не хватает. Раньше просторный дом строили для того, чтобы удобно было престарелым родителям, родственникам. Строили, чтобы не тесно было многочисленным друзьям сидеть за чашкой чая и приятно общаться.
Сегодня многие забаррикадировались в домах-крепостях. Дома стали местом укрытия от окружающих тебя людей. Друзья сегодня не в почете, особенно не состоящие при должности.Люди замкнулись в себе, мало кто с кем общается, мало интересуется жизнью близких, тем более знакомых.
Подумайте сами над следующим фактом:позвонив Фатиме Хуцуевой ради того, чтобы узнать о жизни ее семьи, их здоровье, я услышал новость о мечети, находясь более чем за три тысячи километров от республики. Если бы люди дома общались между собой, то она, без сомнения, те же слова, что высказала мне, могла сказать кому-то из вас. Разве вы не находите, что в этом есть предопределение Всевышнего Аллаха?Разве вы не находите, что это не мой выбор, а предопределение Всевышнего Аллаха? У меня в этом сомнения нет. Раскройте двери своих домов, раскройте свои сердца для сочувствия и сопереживания со своим народом.
Никогда не следует оставлять без должной реакции поступки людей, которые проявили по отношению к вам внимание и заботу. Поэтому я по горячим следам позвонил начальнику отдела государственного реестра, Департамента охраны культурного наследия Министерства культуры РФИ.А. Лыткину и выразил ему и его работникам нашу признательность и уважение. Чтобы отдельные чиновники мелкого масштаба, до которых годами не достучишься, знали, скажу, позвонил этому человеку на мобильный телефон в субботний день. Илья Андреевич сразу поднял трубку и мило беседовал в свое личное время, с абсолютно незнакомым ему человеком. Такое поведение руководителей подкупает, таких уважают, таких помнят и ценят. Наш поклон и наше глубокое почтение всем, кто вежлив, образован, знает свою работу и добросовестно ее выполняет.
Включение любого объекта в реестр культурного наследия страны является значимым и ценным событием. Это предоставляет много льгот и привилегий. Но самое главное касательно мечети; она служит для укрепления веры, для единения народа, для очищения наших сердец от всего наносного и лишнего, для того, чтобы мы возлюбили друг друга и тем самым приблизились к Аллаху.
Пусть Всевышний Аллах укрепит наш иман, объединит всех людей доброй воли во благо всего человечества.
Муса АСХАБОВ.
04.01.2024 г.