Саид-Хамзат Нунуев: «Он верил в свой народ»
23.08.2023К 72-й годовщине со дня рождения А.А.Кадырова
В канун 72-й годовщины со дня рождения Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Абдулхамидовича Кадырова (Дала г1азот къобалдойла цуьнан) специальный корреспондент газеты «Зама» встретился с известным писателем, историком и общественным деятелем Саид-Хамзатом Махмудовичем Нунуевым и попросил его ответить на наши вопросы.
– Саид-Хамзат, девятнадцать с лишним лет прошло с тех пор, как нет с нами великого сына чеченского народа Ахмат-Хаджи Кадырова(Дала г1азот къобалдойла цуьнан). Непонаслышке знаю, что Вы тесно работали с ним, встречаясь каждый раз то в республике, то в Москве. Какие впечатления у Вас остались об этом Человеке с большой буквы?
– Ахмат-Хаджи Абдулхамидович был очень простым и скромным человеком, как и все великие личности. Он хорошо понимал свою роль и ответственность за спасение своего народа из того капкана, который был поставлен теми самыми силами сатанинского Запада, куда сегодня втянули и Украину. Развалив СССР, агрессивные силы Запада не думали и не думают остановиться. Им нужно ослабить и уничтожить Россию. Их главный идеолог – Збигнев Бжезинский так и пишет, что «новый мировой порядок» создаётся за счёт России, на костях России… Ахмат-Хаджи хорошо понял, откуда исходит зло, понял её истинные масштабы. Он также понимал, что недалёкие в политике люди будут называть его предателем, перебежчиком, но он сознательно бросился на эту «амбразуру», понимая, что кто-то должен взять на себя такую ответственность.
– Саид-Хамзат, помню, лет десять назад в газете «Вести Республики» (ЧР) была опубликована твоя большая статья под заголовком «Глава мятежной территории». Напомни читателям, о чём она была?
– Дело в том, что отдельные наши обыватели не хорошо понимают, в какие трудные условия Ахмат-Хаджи тогда был поставлен. Надо сказать, что после подписания Хасав-юртовского соглашения как с государством Ичкерия, Чеченской Республики в качестве полноправного субъекта Российской Федерации юридически не существовало. Непризнанная никем в мире Ичкерия по всем международным нормам, тем более в политическом плане, определялась как мятежная территория, на которой власть любой гражданской администрации по определению была либо минимальной, либо ее не было вовсе. По сути, Ахмат-Хаджи был назначен Главой Администрации де-факто и де-юре несуществующей республики. И поэтому в республике хозяйничали федеральные генералы, которым было поручено навести конституционный порядок. Но в случае провала очередной антитеррористической операции основная ответственность перед своим народом, международной общественностью и историей ложилась на него. Ахмат-Хаджи скоро начал это понимать. И он принял единственное в тех условиях правильное решение – вывести из леса так называемых сепаратистов и сделать из них своих сторонников, гарантируя им свободу и трудоустройство.
– Ахмат-Хаджи ведь прямо конфликтовал с теми генералами, которые считали, что победить сепаратизм можно только ценой большой крови…
– Вы задали очень правильный и тяжёлый в то время для Ахмат-Хаджи вопрос. Ситуация, в которой находился А-Х. Кадыров в первое время своего назначения, мне ясна не по рассказам третьих лиц. В то тревожное время я часто встречался с ним в Москве, Гудермесе и в родном его селе в качестве советника. Ахмат-Хаджи, я бы сказал, фанатично любил свой народ и бесконечно переживал за него.
Положение Ахмат-Хаджи в начальный период назначения на должность было на самом деле критическим, и далеко не каждый его выдержал бы. А так называемые «зачистки» продолжались. Достоянием мировой общественности становились новые зверства воюющих сторон. Федералы не особенно разбирались, где боевики, а где мирныелюди. А боевики НВФ, как их называли, жестоко расправлялись со всеми «предателями», особенно со священнослужителями, милиционерами и главами местных администраций. Сам Ахмат-Хаджи уже испытал несколько покушений… Но он не сломался. Он верил в свой народ, в его мудрость. Мы помним его главный призыв: «Дала бакъо толайойла!» (Да восторжествует справедливость!) И народ его понял. Понял и принял! И в этом было наше национальное спасение.
– О чём Вы чаще всего говорили с Ахмат-Хаджи во время своих встреч?
– Всё зависело от условий и обстоятельств. Ахмат—Хаджи сильно рассчитывал на чеченскую интеллигенцию, что она рано или поздно активно включится в процесс мирного урегулирования. Но больше всего его волновали тысячи молодых людей, которых различными обманными путями и способами были вовлечены в число так называемых боевиков. Спасение их жизней он считал своим первейшим долгом перед их родителями, перед народом и Богом. Для этого нужно было предпринимать правильные политические шаги. К примеру, провести референдум по принятию Конституции Чеченской Республики.
Ведь только после всенародного референдума 23 марта 2003 года мы смогли заявить о себе как о полноправном субъекте Российской Федерации, а статус Ахмат-Хаджи Кадырова, как руководителя республики, закрепился юридически. Мы много работали над этим вопросом. Провели в Москве ряд мероприятий, в том числе Фестиваль творчества чеченского народа. Я в то время параллельно работал в ЮНЕСКО и данное мероприятие получило международную поддержку.
– В той публикации Вы писали о приезде в Гудермес учёных и политиков из Москвы, чтобы обратиться к военным. Это была инициативаАхмат-Хаджи Абдулхамидовича?
– Разумеется. Его постоянно волновал вопрос грубого отношения военных к мирному населению. Я ему сказал, что попробую привезти в республику уважаемых людей из числа русских, чтобы те обратились к ним с просьбой больше доверять самим чеченцам. В группу вошли президент Академии наук РФ В.Е. Фортов, советник МИД РФ А.М. Сахаров, также мы привлекли президента Академии наук ЧР Х.И. Ибрагимова, практически всех местных чиновников. В одной из школ Гудермеса (в Грозном тогда не было ни одного целого здания) они просили генералов не мешать, а помогать Ахмат-Хаджи Кадырову, больше доверять самим чеченцам. По итогам той встречи мною была выпущена брошюра с названием «Мир Чечне». Ахмат-Хаджи позже говорил, что отношение военных значительно изменилось.
– Мне кажется, что Ахмат-Хаджи обладал особым даром притягивать к себе людей. Может,это было связано с тем, что он был известным не только в Чечне, но и на всем Кавказе богословом?
– Он был всесторонне развитым человеком. И то, что верующие видели в нём богослова, только усиливало его позиции. Добавлю ещё, что он абсолютно не стремился к власти и не считал себя важным чиновником. Скажу, повторяясь, что его по-настоящему волновала только одна проблема – как бы покончить с войной и начать мирную жизнь. Да так, чтобы война никогда больше не приходила на нашу многострадальную землю.
– Благодарю за интервью.
Интервью провел
М. АЛХАЗУРОВ.