Добрый след на земле

Добрый след на земле

23.12.2020 Выкл. Автор Zama

Известный в Чечено-Ингушетии экономист-управленец и автор книг «Шли эшелоны на восток», «О Муслиме Гайрбекове», «Увядшая роза», «Чудесный родник», «Пульт в альтруизм», «Жизнь-полноводная река» и другие Махма Вахидович Баснакаев родился в 1935 года в Шали. С семи лет он учился в опорной школе родного села.

Вахид – отец семейства, с ранних лет привил мальчику любовь к труду. Махма сызмальства ухаживал за домашним скотом, ездил с отцом в лес за дровами, косил сено, работал в поле.

Отец Махмы обладал чудесным даром речи, был знатоком чеченского этикета и фольклора, уделял сыну много внимания, рассказывал ему о подвигах чеченских героев, научил исполнять намаз, соблюдать пост.

Баснакаев-отец был очень хлебосольным. У него были друзья в Чечне, Ингушетии, Дагестане. Вахид бывал сам в гостях и приглашал друзей к себе. Дружили семьями. Махма летом подолгу гостил у товарищей отца в Хасав-Юрте, где жили кумыки и аварцы. Родители узнали, что мальчик, пребывая в гостях, научился говорить по-кумыкски, но не придали этому должного значения.

23 февраля 1944 года Махма вместе с родителями был выслан в суровый Казахстан. Баснакаевых забросили в село Чубар Текелийского района Талды-Курганской области.

Как и все чеченцы, в то время их семья испытала все тяготы сталинско-бериевского беспредела.

В 1951 году Махма Баснакаев вступил в комсомол, через год его избрали секретарем комитета ВЛКСМ школы. У юноши с детства проявились организаторские способности.

В 1954 году в Чубарской средней школе состоялся выпуск. Махма Баснакаев успешно сдал выпускные экзамены.

Через год он поступил на годичные курсы бухгалтеров в столице Казахстана – Алма-Ате. Это позволило молодому человеку целый год заниматься полезным делом и готовиться к поступлению в вуз.

Учеба в школе бухгалтеров давалась ему легко, он постиг секреты бухгалтерии, обрел новые знакомства.

В июне 1955 года в Алма-Ате начала издаваться газета «Знамя труда» («Къинхьегаман байракх») на чеченском языке. В редакции газеты собирался весь цвет чеченской интеллигенции – писатели, журналисты. В это время Махма Баснакаев познакомился с редактором газеты Магомедом Абазатовым, его заместителем Джунидом Чапановым, поэтом Нурди Музаевым, писателем Абдул-Хамидом Хамидовым и другими.

Знакомство с известными чеченскими писателями и журналистами обогатило знания молодого человека по истории, культуре и о языке чеченцев.

…Через год, до выезда чеченцев на Родину, я сдал экзамены за первый курс в г. Алма-Ате, а  на экзаменационную сессию за второй и третий курс я ездил из Грозного в Курск, а за четвертый и пятый курсы экзамены сдавали в Ростове-на-Дону. В конце учебы государственные экзамены сдал в Ростове и получил диплом экономиста-финансиста сельского хозяйства, – делился со мной Баснакаев.

В марте 1957 года чеченцы, высланные в Казахстан и Киргизию, получили свободу. Их нельзя было больше удержать в этом крае.

Чеченцы полагали, что в родных пенатах их встретят с хлебом и солью. Но их никто не встречал. Дома чеченцев были заняты русскими, аварцами, кумыками, лакцами, армянами. И никто из них не торопился освобождать занятые ими чужие дома.

В республику приехала комиссия из Москвы во главе с секретарем ЦК КПСС  П.Н. Поспеловым, которая в считанные дни разобралась со всеми нарушениями восстановления Чечено-Ингушской автономной республики.

Жизнь в республике и в Шали потихоньку налаживалась. Махма Баснакаев стал работать по специальности. В райпо он вначале работал бухгалтером-инвентаризатором, затем его перевели бухгалтером райзаготконторы.

С первых же дней на новой работе молодой специалист показал себя с наилучшей стороны. В его обязанность входило контролировать расход и качество кормов, организация кормления животных и птиц, учет и отчетность по продукции. Опираясь на теоретические знания, приобретенные во время учебы и соответствующие законы, он способствовал повышению количества и качества сельскохозяйственной продукции.

Бывая на работе в колхозах и совхозах, Баснакаев часто встречался с молодыми тружениками. В то время Махма подружился с молодыми шалинцами, прошедшими испытания в суровых краях, стремившихся к образованию, новой жизни. Это были  Элах Исханов, Амарбек Манаев, Рамзан Ирисханов, Алаш Нанахаев, Асламбек Сардалов, Саламбек Хаджиев, Шамиль-Хаджи Цураев, Махмуд Расуев, Бадрудин Халидов, Мовлади Халидов, Султан Идрисов, Умар Хасаев и другие.

В то трудное время председателем Шалинского райисполкома работал подполковник в отставке, бывший командир 255-го Чечено-Ингушского кавалерийского полка Мовлид Висаитов. Мало кто знал в то время, что он был награжден Президентом США высшей наградой страны – орденом «Легион чести». Только в 1990 году, спустя 45 лет после Великой Победы, присвоили ему звание Героя Советского Союза посмертно.

Мовлид Алироевич Висаитов был наслышан о грамотном, инициативном молодом экономисте Махме Баснакаеве. Он пригласил его к себе и указал ему на кабинет:

– Вот твой кабинет и стол, с сегодняшнего дня ты – председатель плановой комиссии.

Я поблагодарил его и приступил к этой нелегкой работе.

– Многие шалинцы, да и во всем районе строились. Не хватало стройматериалов, особенно кровельного – шифера, жести, черепицы. Району их выделяли по разнарядке Совета министров ЧИАССР. Люди обращались во все инстанции с жалобами, чтобы им выделили шифер. Когда я открыл сейф в кабинете, там не оказалось тех документов, которых я ожидал. Пришлось начать всю работу сначала.

После плодотворной работы в должности председателя райплана Шалинского района Махму Вахидовича избрали председателем Шалинского райисполкома. Это было 19 декабря 1960 года. Он был самым молодым председателем райисполкома в Чечено-Ингушетии (кстати, по воле судьбы весной 1995-го он вновь возглавляет недолгое время мэрию г.Шали, очень тревожное для чеченцев время).

После работы в Шалинском райисполкоме был управляющим Гудермесским предприятием «Сельхозтехника».

Махма Вахидович Баснакаев во время работы переутомился, заболел, долго лечился в московских больницах. Дальше не мог трудиться. Инвалидом 2 группы ушел в отставку.

У него большая семья – четверо сыновей и три дочери, множество внуков и племянников.

После ухода на пенсию и частичного выздоровления занимался у себя во дворе разведением редких сельхозкультур. У него в теплице были лимоны, черные розы и множество лекарственных растений…

В последние годы Махма тяжело болел. Сердечные боли не давали ему покоя. Все друзья-товарищи, с которыми он подружился за свою жизнь, его постоянно навещали. Однако никто не бессмертен: Махма Баснакаев умер 20 ноября 2014 года.

– Будет время, когда чеченский народ с достоинством выйдет из этого кризиса. У нас будет молодой дальновидный лидер, который погасит пламя войны, – утверждал Махма Вахидович в беседах с товарищами.

После избрания Ахмат-Хаджи Кадырова руководителем Чеченской Республики радости Махмы не было конца. И он очень переживал после его трагической гибели. Радости Баснакаева не было границ, когда Главой Чеченской Республики назначили Рамзана Кадырова. С огромным удовлетворением он следил за восстановлением столицы Чечни и районов республики.

В очень трудное время, когда налаживалась мирная жизнь в республике – в 2001 году – Махму Баснакаева приняли в Союз писателей Российской Федерации. В то время состоялось его знакомство с чеченскими писателями и поэтами – Абузаром Айдамировым, Эдуардом Мамакаевым, Адизом Кусаевым, Хожбауди Борхаджиевым и другими.

Он принимал посильное участие в работе Союза писателей Чеченской Республики.

Махма Баснакаев оставил после себя значимое литературное наследие.

А. Хамидов.